Версия для слабовидящих

Школа

Главная / Об образовательной организации / Методическая копилка педагогов / Магомедова Е.А.: Современные образовательные технологии творчества педагога дополнительного образования на уроках эстрадного вокала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детская школа искусств №15

Кировского района г.о. Самара

РОССИЯ, 443035, г. САМАРА, проспект Кирова, 199

тел.: (846) 269 15 88 факс: (846)331-00-95 e-mail: dhi15kir@mail.ru

Современные образовательные технологии творчества педагога дополнительного образования на уроках эстрадного вокала

Выполнила:

Магомедова Елена Александровна,

педагог дополнительного образования

Самара
2014

Содержание

I. Введение

II. Современные образовательные технологии творчества педагога дополнительного образования на уроках эстрадного вокала

1. Ведущие идеи и методики обучения вокалу

2. Традиционные и современные образовательные технологии

3. Материально-техническое обеспечение для учебного процесса на уроке эстрадного вокала

III. Заключение

IV. Информационные источники

I. Введение.

Понятие «Современные образовательные технологии» (СОТ) – основополагающие модели организации работы с детьми педагогами любого профиля в области основного или дополнительного образования.

«Технология»,от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.

Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога.

Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. На уроках эстрадного вокала каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Вокал происходит от итальянского слова «воче» - голос. Понятие эстрадного вокала связывают с легкой и доступной к пониманию музыкой. Это эстрадное пение, которое сочетает в себе множество песенных направлений, а именно: поп, рок, соул, R&B, рэп, хип хоп и другие направления эстрадной музыки.

Цель: приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей при помощи современных образовательных технологий.

Задачи:

· выявлять, учитывать и развивать творческие способности учеников;

· приобщать обучающихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

Программа по эстрадному вовалу рассчитана на 3 уровня обучения – начальная звено (с 1-3 год обучения), среднее звено (4,5 год обучения), старшее звено (6, 7 год обучения).

Ожидаемые результаты обучения.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.

К концу начального звена обучения дети должны:

знать/понимать:

· строение артикуляционного аппарата;

· особенности и возможности певческого голоса;

· гигиену певческого голоса;

· понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

уметь:

· правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

· петь короткие фразы на одном дыхании;

· в подвижных песнях делать быстрый вдох;

· петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

· петь легким звуком, без напряжения;

· на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное

· звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

· к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

К концу среднего обучения дети должны:

знать/понимать:

· соблюдать певческую установку;

· жанры вокальной музыки;

уметь:

· правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

· точно повторить заданный звук;

· в подвижных песнях делать быстрый вдох;

· показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

· петь чисто и слаженно в унисон;

· петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

· дать критическую оценку своему исполнению;

· принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.

К концу старшего обучения дети должны:

знать/понимать:

· основные типы голосов;

· жанры вокальной музыки;

· типы дыхания;

· поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

· при простудных заболеваниях;

· образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;

уметь:

· петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

· петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

· импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.

К концу среднего звена обучения более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.

Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения.

II. Современные образовательные технологии творчества

педагога дополнительного образования на уроках эстрадного вокала.

1. Ведущие идеи и методики обучения вокалу.

В процессе изучения эстрадного вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние.

В основу деятельности для организации творческого процесса воспитания вокалистов в условиях школы искусств положены в первую очередь, практические рекомендации уникального метода обучения вокалу Натальи Княжинской.

В программу заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа - ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальной память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха.

Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.

А так же включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по

методике А.Н. Стрельниковой;

Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

2. Традиционные и современные образовательные технологии.

Соединение традиционных и современных образовательных технологий форм работы:

§ Личностно - ориентированный подход

§ Здоровьезберегающие технологии

§ Игровые технологии

§ Информационно – коммуникационных

технологий (ИКТ)

§ Импровизация

§ Портфолио

Личностно - ориентированный подход.

§ Принятие ребёнка как данность;

§ Создание гуманистических взаимоотношений в коллективе;

§ Оценивание роста конкретной личности;

§ Оценивание успеха ученика как успеха учителя;

§ Принятие родины как предмета культурного творчества. (Родина- это мы сами в наших особенных дарах и талантах).

Здоровьесберегающие технологии.

1. разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе;

2. развитие вокальных навыков, достижения качественного и красивого

звучания в произведениях.

Подготовка к работе – создание эмоционального настроя, и введение

аппарата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и фонация на одном звуке).
Прежде чем начинать занятия пением, певцам необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность. Для этого существуют специальные разминки.

§ Снятия напряжения с внутренних и внешних мышц

§ Подготовка дыхательной системы

§ Упражнения для ощущения интонации

§ Скороговорки

Пример: для смачивания и размягчения голосовых связок:

Счет на четыре:
а). «Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки;
б). Пожовывание языка (копим слюну, и проглатываем);
в). «Бежит лошадка» - поцокивание язычком;
г). вытянув губы - «сосем соску»;
д). упражнение «дразнящаяся обезьянка» ( широко открытый рот, язык максимально тянут вперед вниз к подбородку с одновременным активным шипящим выдохом).

Пример: для подготовки дыхательной системы:
Счет на четыре:
а)«Надуваем шарик», медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, сдувается на звук С-с-с-с- ладошки соединяем;
б) «Взлетает самолет» на звук Ж - ж - ж - ж, при этом усиливаем или ослабеваем звучание;
в) «Змея или шум леса» на звук Ш - ш - ш - ш, также усиливая и ослабевая звучание;
г) «Стрекочет цикада» на звук Ц - ц - ц - ц, также усиливая и ослабевая звучание;
д) «Заводим мотоцикл» - Р - р - р, «едем на мотоцикле», как бы удаляясь и прибли¬жаясь.

Пример: для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:
а) счет на четыре: вдох - голова назад, задержка – голова прямо, выдох – голова вниз;
б) счет на четыре: поворот головы в стороны;
в) счет на четыре: «Узбекские» повороты головы (движение шеи вправо-

влево в одной плоскости), без наклона головы;
г) счет на четыре: плавный поворот от плеча к плечу, слева направо и

обратно.
(1-й вариант - глаза смотрят в пол; 2-й вариант - глаза смотрят в потолок);
д) счет на четыре: положить голову на плечи.

Игровые технологии.

Начиная с дошкольного возраста игра, является потребностью и основным видом деятельности. В последующие годы она продолжает оставаться одним из главных условий развития интеллекта школьника.

Игра должна помогать наполнять знания, быть средством музыкального развития ребенка. Игровая форма организации уроков, значительно повышает творческую активность ребенка. Игра расширяет кругозор, развивает познавательную деятельность, формирует отдельные умения и навыки, необходимые в практической деятельности.

В играх ученик может представить себя кем угодно. Например, игровой проект «От маленькой певицы до народной артистки» позволил воспитанникам ярче передать образ взрослого творца, к которому стремятся дети.

Информационно – коммуникационных технологий (ИКТ)

Запись голоса (диктофон) - это неотъемлемая часть работы над ошибками, совершенствование исполнительского и вокального мастерства.

Использование фонограмм (-) и (+). Они с успехом применяются на уроках вокала. Во-первых, это очень удобно: мы не зависим не от наличия инструмента в аудитории, не от концертмейстера. А магнитофон или музыкальный центр есть и в музыкальном классе в школе. Во-вторых, как дети, очень любят петь под фонограмму, поэтому, мы мотивируем их интерес к обучению вокала.

Для записи фонограмм можно использовать компьютерные программы - секвенсоры: Cakewalk Pro Audio и CubaceVST, виртуальные синтезаторы: Reaktor, ReBirth, Giga studio, звуковые редакторы: Saund Ford, WaveLab, Cool Edit Pro, Samlitude. Запись компакт-дисков производится с помощью программ: WinOnCD, Nero Burning ROM.

Привнести в учебной процесс аудио, видео материалы, всевозможные графические, текстовые и др. документы. Тем самым обогащается процесс обучения и развития детей. Для плодотворной самостоятельной деятельности учеников привлекаются возможности интернета. Это используется для сбора, анализа информации учащимися, знакомства с видео и аудио материалами и др. Данная работа организуется и контролируется педагогом (даются ссылки на конкретные, изученные сайты).

Это расширяет возможности обучения и развития детей, создает эффект вовлечения в современные мировые процессы и таким образом стимулирует интерес учащихся к процессу обучения в ДШИ, понимание важности и необходимости собственной образованности.

Это электронные образовательные ресурсы нового поколения, ориентированные на инновационное развитие российского образования.

Создание на уроках и дома детские электронные презентации и клипы на выбранный репертуар http://viki.rdf.ru/.

Кроме этого на занятиях зстрадного вокала используются синтезатор, микрофоны шнуровые и радио, микшерный пульт, аудио колонки, музыкальный центр.

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся.

Импровизация

1) Голос, как музыкальный инструмент. Дети - «Композиторы» - сочиняют вокальную партию (песню).

2) Музыкальные ударные инструменты (треугольник, ложки, маракасы, барабан, трещотки). Дети - «Композиторы» - сочиняют музыкальное сопровождение к вокальной партии.

Портфолио

«Портфолио», помогает и мне, и моим воспитанникам учитывать индивидуальные достижения.

В папку учащиеся вкладывают свои творческие и письменные работы; индивидуальные и групповые проектные работы; грамоты, награды и другие формы признания достижений учащегося, листы оценки и самооценки.

Весь собранный материал стимулирует воспитанников повышать учебную мотивацию школьников и их самооценку, проявлять активность и самостоятельность учащихся, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, мотивировать себя на дальнейший творческий рост, максимальное раскрытие индивидуальных творческих возможностей.

3. Материально-техническое обеспечение для учебного процесса на уроке эстрадного вокала.

1. Наличие специального кабинета (кабинет вокала).

2. Наличие репетициального зала (сцена).

3. Фортепиано, сентизатор.

4. Музыкальный центр, ноутбук с выходом в интернет, диктофон.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Электроаппаратура. (Микрофоны: шнуровые и радио, микшерный пульт, аудио - колонки).

7. Зеркало.

8. Ударные и шумовые музыкальные инструменты (треугольник, ложки, маракасы, барабан, трещотки).

9. Нотный материал, подборка репертуара.

10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

11. Записи выступлений, концертов.

12. Запись в звукозаписывающей студии.

III. Заключение.

Урок вокала – это урок искусства, урок творчества.

· Воспитание эмоциональной культуры ребёнка

· Расширение кругозора обучающегося в области искусства

· Развитие музыкальных и творческих способностей как предпосылки для самоутверждения личности

· Привитие устойчивого слушательского внимания, как путь к становлению художественного вкуса

· Формирование исполнительской культуры, как самовыражение его впечатлений и переживаний в пении, музыкально ритмической деятельности.

Современные образовательные технологии обогащают учебный процесс, делают его более интересным и доступным, насколько возможно помогают сохранить здоровье детей, помогают чувствовать ребенка успешным, прививает чувство коллективизма, что утрачено последнее время, повышают результативность учебы.

Применение (СОТ) актуально, педагогически целесообразно и необходимо: эффективность современных образовательных технологий способствует повышению результата в решении педагогических задач.

IV. Информационные источники.

1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2007г.

2. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе http://www.twirpx.com/file/361717/

3. Педагогические технологии, автор-составитель Сальникова Т.П., М., Творческий центр "Сфера", 2005 г.

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816с.

5. Шацкая, В.Н. Эстетическое воспитание в начальной школе [Текст] / В.Н. Шацкая // Сохраним то, что есть в детях: С.Т. Шацкий и В.Н. Шацкая / Сост., предисловие М.Б. Зацепиной. — М.: Карапуз, 2011. — С. 263—276.

6. http://www.dissercat.com/content/formirovanie-esteticheskogo-ideala-v-protsesse-vokalnoi-raboty-s-podrostkami

7. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника / О.А.Яшнова. – М.:Академический проект,2008.- 79с.