Версия для слабовидящих

Школа

Главная / Об образовательной организации / Методическая копилка педагогов / Куприянова Л.В. Проектирование урока изобразительного искусства в 1 классе на тему: "Цвет. Путешествие по радуге" с использованием информационных технологий

Проектирование урока изобразительного искусства в 1 классе на тему: «Цвет. Путешествие по радуге» с использованием информационных технологий

(в рамках реализации ФГОС)

Куприянова Людмила Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ДШИ №15

Кировского района г.о. Самара

ВВЕДЕНИЕ

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Таким образом, проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий, его адаптации и внедрение в образовательный процесс представляется актуальной и востребованной.

Цель: обосновать повышение эффективного учебного занятия с применением информационной технологии.

Объектом данной работы является информационная технология.

Предметом работы является педагогическое проектирование урока по изобразительному искусству в 1 классе, с использованием информационной технологии.

Задачи:

1) Изучить теоретические основы современной образовательной технологии (информационной), обосновать особенности.

2) Выявить особенности применения информационных технологий.

3) Подготовить план-конспект по теме, технологическую карту.

4) Подготовить выводы по результатам урока изобразительного искусства в 1 классе, с использованием информационной технологии.

Глава 1. Теоретические основы применения информационной технологии.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства.

Информационные (компьютерные) технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Акцент целей

• Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

• Подготовка личности «информационного общества».

• Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.

• Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Концептуальные положения

• Обучение - это общение ребенка с компьютером.

• Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

• Диалоговый характер обучения.

• Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

• Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект — субъект, объект - субъект.

• Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

• Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

• Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Особенности содержания

Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами.

Базы знаний представляют собой информационные системы, содержащие замкнутый, не подлежащий дополнению объем информации по данной теме, структурированной таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Такая организация информации в базе знаний позволяет учащемуся изучать ее в той логике, которая ему наиболее предпочтительна в данный момент, т.к. он может по своему желанию легко переструктурировать информацию при знакомстве с ней. Привычным библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и словари, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания. Программные продукты, реализующие базы знаний, относятся к классу HIPERMEDIA (сверхсреда), поскольку они позволяют не только осуществлять свободный выбор пользователем логики ознакомления с информацией, но дают возможность сочетать тексто-графическую информацию со звуком, видеои кинофрагментами, мультипликацией. Компьютерная техника, способная работать в таком режиме, объединяется интегральным термином MULTIMEDIA (многовариантная среда).

Аппаратные средства multimedia, наряду с базами знаний позволили создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес у детей.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания.

Особенности методики

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

- источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учи теля и книгу);

- наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

- индивидуальное информационное пространство;

- тренажер;

- средство диагностики и контроля.

Глава 2.

Паспорт плана -конспекта

Учитель

Куприянова Людмила Владимировна

Тема урока

Цвет. Путешествие по радуге.

Цель

Формирование духовно-нравственной культуры через развитие эстетического вкуса

Мировоззренческая идея

Гармоничное развитие личности

Планируемые образовательные результаты

Начнут развиваться образное мышление, наблюдательность, воображение и учебно-творческие способности

Программные требования

личностные

метапредметные

предметные

Формирование чувства вкуса

1. Познавательные: работа с информацией

2. Коммуникативные: учится слушать собеседника

3. Регулятивные: принимать учебную задачу

Знает: понятие цвет, оттенок.

Умеет: отличать понятия цвет и оттенок, классифицировать цвета, называть их.

Владеет: техникой смешивания.

Программное содержание

Название цветов

Смешивание оттенков

План изучения нового материала

Объяснение нового материала

Просмотр презентации

Выполнение практического задания

Подведение итогов урока

Основные понятия

Цвет

Оттенок

Тип урока

Комбинированный

Форма урока

Фронтальная работа

Современная образовательная технология

Информационная

Мизансцена урока

Парты в ряд, за партой по 1 чел.

Оборудование

Экран, ноутбук, листы бумаги, гуашь, кисти, емкости для воды.

Технологическая карта урока

Планируемые ОР

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)

Эмоциональный настрой на предстоящий урок.

Создание благоприятных морально-психологических условий, общий настрой на предстоящий урок, усвоение материала.

Формулирование темы урока, цели.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, - самостоятельность подготовки, -настрой на урок.

II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10 мин.)

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся

Речь учителя: Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по радуге, где нас ждет много игр и заданий. Наш Карандаш поможет нам провести урок.

Действия учителя: Вовлекать всех обучающихся в устные высказывания, поощрять ответы

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (7 мин.)

Уметь воспринимать, запоминать, распознавать информацию.

Новое знание: цвет, оттенок. Знать основную классификацию цветов: теплые, холодные. Участвуют в диалоге.

Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по радуге, где нас ждет много игр и заданий. Наш Карандаш поможет нам провести урок. Предлагает просмотреть анимированную, озвученную презентацию.

Работают со словесной информацией, просматривают слайды электронного учебного пособия «Путешествие по радуге»

IV. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ (15 мин.)

Умение применять новые знания в практической

деятельности, отличают понятие цвет и оттенок, называет цвета. Владеет техникой смешивания.

1. Первичное повторение. Выполнение заданий (какой цвет лишний, какой герой живет в этой стране)

2. Закрепление. При помощи гуашевых красок нарисуйте страну, в которой вы хотели бы оказаться (теплая, холодная). Используя соответствующие цвета и получая из них дополнительные оттенки. Постарайтесь получить как можно больше оттенков одного цвета, смешивая краски.

3. Выберете цветные кусочки бумаги и разложите их на цветной картон, выбирая сочетающиеся цвета.

Выполняют задания, работая самостоятельно на компьютере (выделяя из ряда цветов- лишний (кликая мышкой), перемещая героев (солнышко, снежинку) в соответствующий «дом» (холодная и теплая страна)перемешаются по странам с помощью активных стрелок. Выполняют самостоятельно творческую работу, применяя выразительные возможности гуашевых красок.

Выполняют задание на формирование художественного вкуса.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2 мин.)

Эмоциональный отклик

Беседа по вопросам:

- Какие цвета вы сегодня узнали?

- На какие 2 группы можно их поделить?

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение

Заключение

Проведенное исследование показало, что урок с применением информационной технологии (использование на нем интерактивной анимированной презентации) позволяет повысить эффективность образовательного процесса.

Информационные ресурсы:

Библиографический аппарат:

1. Берденникова, Н.Г. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе.– СПб.: Д.А.Р.К., 2006. – 208 с.

2. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования – М: Академия, 2001 – 256 с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998-256 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г. с изм. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 и № 2357).

Ресурсы-интернет:

http://www.ipu.rssi.ru/ publ/epstn.htm