Версия для слабовидящих

Школа

Главная / Об образовательной организации / Методическая копилка педагогов / Хомич Н. Ю. Конспект открытого занятия по изобразительному творчеству «Мой щенок»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детская школа искусств №15

Кировского района г.о. Самара

 

Конспект открытого занятия по изобразительному творчеству «Мой щенок»

 

Автор:

Педагог дополнительного образования

Хомич Наталья Юрьевна

 

2013 г.

 

Конспект открытого занятия по изобразительному творчеству  «Мой щенок»

Ф.И.О. ПДО: Хомич Наталья Юрьевна

Учреждение, возраст детей: МБОУ ДОД ДШИ №15 1 год обучения

Тема урока: «Мой щенок». Изучение основных форм шара, капли, колбаски.

Тип урока: Урок изучения нового материала, урок-игра, комбинированный урок.

Цель урока: познакомить обучающихся с понятием скульптура, с основными элементами построения любой фигуры из пластилина, обучить основным приемам работы с пластилином.

Задачи урока:

Познавательные (знания): Познакомить детей с понятием «лепка», скульптура, дать представление об основных геометрических формах, о различных техниках выполнения скульптуры, о необходимых скульптурных материалах (пластилин цветной и скульптурный, стеки, дощечка).

Обучающие (умения, навыки): Обучить детей основным приемам вылепливания форм, их соединения, декоративного окончательного оформления работы на последнем этапе.

Развивающие: Развить у детей способность самостоятельно использовать опыт работы с различными материалами, а также предложенные образцы в создании своего произведения. Расширить их образное мышление, фантазию в работе с мягким материалом.

Воспитывающие: Сформировать в ребенке художественно-творческую активность, воспитать его творческий вкус. Воспитать чувство любви к окружающему миру, развивать любознательность и интерес к природе и к живым существам.

Методы, используемые на уроке:

  1. Объяснительно-иллюстративный: На примере поэтапных схем построения фигуры из пластилина объяснить тему занятия, раскрыть ее суть, объяснить способы лепки отдельных основных геометрических форм, объяснить работу со стеками.
  2. Репродуктивный: На примере предложенных поэтапных схем и при помощи известных им способов работы с пластилином создать своего персонажа.
  3. Частично-поисковой: Уметь работать не только на примере уже готовых схем, используя поэтапный разбор лепки фигуры щенка и приемы работы с пластилином, но и самому придумывать интересные детали для своей фигурки и способы их создания.
  4. Проблемное изложение: Раскрывать детям тему не полностью, а только в общих чертах; в процессе изложения темы задавать наводящие вопросы по теме, дожидаясь ответов от обучающихся, чтобы они сами доходили до смысла предложенной им работы и до способов ее исполнения.
  5. Исследовательский метод: Дома дети должны сами попробовать вылепить фигурку из пластилина по теме урока, понаблюдать за животными (кошками, собаками) на улице или дома.

Оборудование урока:

Для учителя:

  1. Визуальный ряд: поэтапные схемы создания Щенка из пластилина, презентация «Какие бывают собаки», отрывки из мультфильмов о собаках.
  2. Музыкальный ряд:
    песни:  «Не дразните собак» музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского;
    «Собака-собачка» музыка Н. Вайнер, слова А. Вайнера;
    музыка Никитина Сергея, слова Мориц Юнна.
    «Преданней собаки, нету существа» музыка: Е. Крылатов, слова: Ю. Энтин;
    «Собака- Бяка" музыка - Л.Вихарева, стихи - Т.Шапиро
  3. Необходимые материалы
    Для обучающихся: клеенка, фартук, нарукавники, дощечка для лепки, стеки, цветной пластилин, тряпочка для рук, коробочка для готовой фигурки.

Организация занятия:

  1. Время начала и окончания урока: 40 минут
  2. Время на сообщение темы урока и объяснение нового материала: 3 минуты
  3. Время на восприятия натуры, предметов искусства (цвет, форма, пропорции, образ): 2 минуты
  4. Время на выполнение практического задания обучающимися: 30 минут
  5. Просмотр и анализ детских работ: 3 минуты
  6. Время на подведение итогов урока и домашнего задания: 2 минутыv

Работа с произведениями искусства

Живописи (графики, скульптуры, архитектуры)

  1. Вопросы обобщенного характера, нацеленные на установление связи между содержанием произведения и средствами выразительности:
    • Знаете ли вы, что такое лепка?
    • А кто-нибудь может мне рассказать, что означает слово «скульптура»?
    • Как можно разогреть пластилин, если он очень твердый и холодный?
    • Какие основные объемные геометрические формы вы знаете? Каковы способы их создания?
  2. Искусствоведческий рассказ педагога:
    «На прошлом занятии мы с вами лепили маленькую фигурку божьей коровки. Это было ваше первое занятие в этой четверти. А сегодня, когда вы уже знаете что такое пластилин, стеки мы с вами попробуем слепить большого, по сравнению с божьей коровкой, Щенка. Итак, вспоминаем, как мы разогреваем пластилин, если он замерз и с ним невозможно работать. Правильно, в печках на наших ладошках. А когда пластилин уже разогрелся и с ним можно работать, можно уже потихоньку создавать нашего щенка. Только слишком не перегрейте пластилин, а то он расплавится в ваших горячих печках и будет пачкаться, и с ним также невозможно будет работать.
  3. Прием выявления композиционных и колористических особенностей картины и поиск вариантов решения образа:
    «Посмотрите на доску. Кого вы сегодня  там видите? Правильно, щенка. Давайте же попробуем вылепить такого же красивого щенка. Для этого мы должны выбрать веселый пластилин. Самая большая часть, из которых состоит наш щенок – это туловище.  А оно, какой формы? Формы яйца.  А как мы делаем яйцо? Сначала мы должны сделать большой шарик. Берем веселый пластилин, да побольше, чтобы щенок был не слишком маленький. Давайте не использовать скучные, грустные темные цвета, а то щенок тоже будет грустный и невеселый. В ладошках катаем шарик, а из него уже пальчиками формируем яйцо. Посмотрите, какая часть идет следующая по размеру. Хвостик. Берем пластилин другого цвета для хвостика и делаем такое же яичко, как и туловище, но немножко его изгибаем. Потом слепляем эти две части, да так, чтобы они не отвалились друг от друга. А теперь нам нужно сделать мелкие детали нашего щенка. Прежде всего это лапки, которые скатываются также из 4 шариков. Два шарика прикрепляем к низу туловища – это будут ноги. А из оставшихся шариков нам нужно сделать ручки. Для этого мы из шариков скатываем 2 толстеньких колбаски – либо на дощечке, либо в ручках, а потом прикрепляем их по бокам туловища. Итак, нам осталось сделать мордочку. Нам нужно сделать из шариков щечки, глазки и носик. Не забудьте, что глазки у нас состоят  из 2 шариков разных размеров & ndash; светлого и темного. Кто всё сделал, делаем усики, которые у нас будут торчать из щечек. Усики также делаем из тоненьких-тоненьких колбасок».
  4. Прием сравнения картин:
    «А теперь давайте сравним получившихся щенят с оригиналом – нарисованным щенком-схемой на доске. Сравнили? Похоже? А теперь давайте посмотрим всех щенят, которые сделал каждый из вас».
  5. Вопросы конкретного характера на перечисление изображения:
    • Итак, давайте закрепим полученные знания. Что такое скульптура? Какие бывают основные объемные геометрические формы?
    • Как разогреть пластилин и скатать из него шар?
    • Как из шара сформировать яйцо?
    • Как из шара сделать колбаску?
    • Как цвет пластилина влияет на настроение фигурки?
    • Какие детали можно было добавить дополнительно?
  6. Прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих событий:
    «Давайте попробуем почувствовать себя щеночком. Каким бы вы были щеночком? Что бы вас окружало, может вам нужно было слепить еще подружку для себя или друга? Давайте еще раз вспомним поэтапно, как мы лепили щеночка. А кто знает, как можно было слепить щеночка другим способом?».
  7. Рассказ-образец, раскрывающий эмоционально-личностное отношение педагога к картине:
    «Вот если бы я была щенком, я бы была оранжевого цвета, с красными ушками, красным хвостиком и желтыми лапками. У меня бы были зеленые глазки и белые щечки. И я бы прямо-таки излучала тепло, доброту и свет».
  8. Игровые приемы и ситуации
    «А теперь и вы представьте, что вы – это ваш щеночек. Какое настроение бы у вас было? С кем бы из соседов-щеночков вы хотели подружиться, что бы вы тогда сделали вокруг себя – травку, дом, а может быть корзину с цветами?»
  9. Мини-рассказы детей о щенке (темы, ситуации):
    Некоторые дети начали делать веселых, ярких щенят, а один мальчик все равно стал делать коричневого-черного щенка и не поддавался ни на какие уговоры. Он довольно быстро сделал щенка и начал делать для него стул, чтобы ему было удобно сидеть.
  10. Прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником:
    «А теперь пусть каждый посмотрит на свою кошечку и даст ей имя».
  11. Вопросы конкретного характера, направленные на формирование эмоционально-личностного отношения к картине:
    «Посмотрите на своего щенка и скажите:
    • Что выражает мордочка вашего щенка, какие эмоции?
    • Что вы хотели сказать, сделав щенка такого цвета?
    • На кого похож ваш щенок?».
  12. Использование музыки (произведение, этап занятия, его использование):
    В течение практической части использовались песни про собак.

Активность детей на уроке:

Эмоциональная: Дети очень эмоциональны, различают эмоции и настроения, активно выражают свою радость и недовольство.

Речевая: Дети вовлечены в беседу, отвечают на вопросы, некоторые даже слишком много говорят.

Умственная: Дети хорошо понимают и принимают информацию, если она доведена до них правильно – понятными для них словами, доходчиво, без лишних слов.

Двигательная: Дети почти не двигаются, работают только пальцами, стараются правильно лепить, активно работают руками, конечно же, в зависимости от темперамента – кто то работает быстро, оставляя формы неровными, а кто-то кропотливо и усердно заглаживает, формирует каждую деталь.

Опрос обучающихся.

Тема опроса: Мое отношение к занятию лепки и к теме «Мой щенок».

Метод опроса: Разговорно-опросный. Я задаю один вопрос, кто-то отвечает, а другие добавляют, ведь ответы приблизительно одинаковые.

Вопросы:

  • Понравилось ли вам лепить щенка? Или вам больше нравится занятия Декоративно-Прикладного Искусства или Композиции?
  • Понравилась ли вам тема сегодняшнего занятия?
  • Какую именно часть вам понравилось лепить?
  • Вам больше нравится катать пластилин в руках или на дощечке?

Практическое задание: Вылепить скульптуру «Мой щенок».

Уровень задания:

Учебно-творческое: Дети воспринимают информацию, необходимую для лепки щенка и при помощи полученных сведений и наглядных пособий создают свое творческое произведение.

Критерии оценки работ обучающихся: работы оцениваются исходя из способностей детей, его стремления получить знания, умения и навыки, а также умения воспринимать информацию и использовать ее в своих творческих работах.

Перспективы дальнейшего развития темы занятия, теоретического, практического задания:

а) на последующих занятиях: На занятиях были изучены основные формы лепки фигуры, которые будут использоваться на всех последующих занятиях.

б) самостоятельно обучающимися: Ребенок может самостоятельно дома вылепить фигуру щенка либо по примеру занятия, либо другими способами; наблюдение в природе и дома за поведение щенков, а также за строением частей туловища щенка, наблюдение цвета щенка в природе.

Приемы, направленные на развитие творческой активности обучающихся:

 Больше рассказывать о теме занятия детям, в предложениях использовать больше эмоционально насыщенных прилагательных, рассказывать тему, задавая наводящие вопросы обучающимся, не рассказывать все самой, дети должны сами доходить до сути вопроса, должны думать, что они тоже многое знают, общаться с детьми на равных в плане творчества.

Оценка занятия.

  1. Реализация цели, задач: Цели и задачи занятия реализованы, дети ознакомлены с понятием «скульптура», имеют представление об основных формах, используемых при создании любой скульптуры, о скульптурных материалах. В ходе занятия ознакомились с их художественными возможностями, с умением владеть материалом.
  2. Оценка методического уровня: Занятие было оснащено поэтапными схемами создания фигуры щенка, познавательной презентацией.
  3. Качество знаний обучающихся: Знания, умения и навыки обучающихся нужно закреплять на последующих занятиях.
  4. Уровень творческих способностей обучающихся: Различный уровень творческих способностей – от низкого, без фантазий до среднего в сочетании со скоростью выполнения.
  5. Эффективность применения наглядных материалов: Наглядные материалы эффективны, необходимы для создания фигуры по теме занятия.

Выводы по занятию: Занятие прошел интересно для детей, т.к. они лепили интересную большую сказочную разноцветную фигурку Щенка, могли сами выбирать цвет и размер. Они вспомнили правила работы с пластилином, а также основные объемные формы, необходимые для создания необ