Версия для слабовидящих

Школа

Главная / Об образовательной организации / Методическая копилка педагогов / Магомедова Е.А.: Обогащение образовательной среды юных вокалистов с помощью предметов эстетического цикла

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детская школа искусств №15

Кировского района г.о. Самара

РОССИЯ, 443035, г. САМАРА, проспект Кирова, 199

тел.: (846) 269 15 88 факс: (846)331-00-95 e-mail: dhi15kir@mail.ru

Обогащение образовательной среды юных вокалистов с помощью предметов эстетического цикла

Выполнила:

Магомедова Елена Александровна,

педагог дополнительного образования

Самара
2014

Содержание.

I. Введение

II. Обогащение образовательной среды юных вокалистов с помощью предметов эстетического цикла

1. Содержание образовательной среды

2. Связь урока вокала с предметами эстетического цикла

III. Заключение

IV. Информационные источники

I. Введение.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Тематическая направленность образовательной программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Средства массовой информации способствуют тому, что ребенок подвергается самым разнообразным эмоционально художественным воздействиям, среди которых нередко отрицательные.

Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

Цель: научить детей воспринимать красоту вокальной музыки, но и

через музыкальные образы способствовать пониманию самой жизни и закономерностей общественного развития, с помощь с помощью вокального искусства помогать становлению нравственного создания личности.

Задачи:

§ Развитие природных вокальных данных обучающегося.

§ Развитие вокального интонирования.

§ Овладения техникой вокального исполнительства (певческое

устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса.

§ Овладения навыками художественной выразительностью исполнения,

работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявление стилистических особенностей произведения (фразировкой , нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической и мимической выразительности).

§ Обучение навыками сценического движения, умение работать с

микрофоном.

§ Умение держаться на сцене, находить контакт со зрителем и доставлять

ему эмоциональное удовольствие.

Занятия вокалом пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру, помочь обучающимся разобраться в потоке информации, развивать у них хороший вкус, иммунитет к пошлости, в чем бы она ни проявлялась – в искусстве, поведении, внешнем облике, взаимоотношениях людей и т.д.

II. Обогащение образовательной среды юных вокалистов с помощью предметов эстетического цикла.

1. Содержание образовательной среды.

По способу организации педагогического процесса содержание образовательной среды является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими.

Содержание урока вокала:

§ обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения

обучающихся к музыке и вокалу.

§ усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровы

знаний.

§ обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.

Музыка, литература, живопись, театр, хореография – мир искусств охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно.

Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла.

При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла:

§ на уроках русского языка – умение правильно произносить слова,

выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении;

§ на уроках литературы – начальное понятие языка художественной

литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности;

§ на уроках изобразительного искусства – представление о

специфике решения образа в различных видах и жанрах.

2. Связь урока вокала с предметами эстетического цикла.

Соблюдение правил орфоэпии, и правильное ударение в словах (логика речи).
Орфоэпия – это единообразное, присущее русскому литературному языку произношение, правильная речь.

ПРАВИЛА ОРФОЭПИИ

1. Согласные оканчивающие слог в середине слова переносятся к следующему слогу, и пропеваются вместе с ним.
Пример: пишется: Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я
пропевается: Ты ря-би-ну-шка ра-ску-дря-ва-я.

2. Согласные оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова.
Пример: пишется: Да-ле-кий мой друг, твой ра-дост-ный свет
пропевается: да-ле-ки-ймо-йдру-ктво-йра-да-сны-йсвет

Это дает возможность дольше тянуть гласные, добиваться кантиленного звучания.

3. Есть группа слов, при произношении которых выпадают отдельные согласные.
Пример: Солнце - сонце, поздний-позний.

4. В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными.
Пример: что -што, скучно - скушно, счастье - щастье, дождь – дощь.
5. Сочетание букв ТС, произносится как Ц.
Пример: советский - совецкий.
6. Сочетание букв ТЬСЯ, произносится как ЦЦА.
Пример: раздаться - раздацца, перебраться - перебрацца.
7. Окончания ЕГО и ОГО произносятся как ЕВО и ОВО.
Пример: твоего - твоево, любимого - любимова.
8. Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся обычно,
как один удлиненный звук.
Пример: пишется: Как красив этот сад;
пропевается: Ка-ккраси-фэ-то-тсат.

9. Все звонкие согласные переходят в глухие.
Пример: сад-сат, красив-красиф.

10.В случае когда два согласных звука стоят рядом, первый из них произносится с мягким знаком.
Пример: песня - песьня, масленица - масьленница, веснянка - весьнянка.
11.Глагольные окончания AT, ЯТ, СЯ при пении не изменяются.
12. В конце слова согласные утрируются (четко произносятся).
13. От исполнителей требуется умение смягчить (стушевать) неударные слоги, особенно если неударный слог приходится на более высокий звук, нежели ударный.

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют нормальное звучание. Говорят и поют: «корова», «в декабре» «снегами», «в лесу», «берегись», «октябрь». Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласного о, который звучит как а. Петь надо «карова», а не «корова», «актябрь»г а не «октябрь», «мая», а не «моя».

Некоторым детям мешает плохая артикуляция, следствием чего является неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, а в конечном итоге возникает фальшивое пение.

«Кисть» вокалиста – певческий голос. (Живопись, изобразительное искусство).

Искусство пения рисует в нашем воображении определенные образы, отражает наши эмоциональные состояния. В процессе пения принимает участие не только звук, но и, что не менее важно, осмысленное слово.

Вокал в данном случае можно рассматривать как некий технологический процесс художественного пения. Любой исполнитель, безусловно, должен владеть вокальной техникой, т.е. определенными знаниями и специальными приемами. Благодаря этой технике, он может свободно управлять голосом, управлять образом, который нужно донести слушателю в полном объеме и во всех красках.

Соединяя в единое целое творчество вокалиста, танцора, актера, музыканта, подчиняя их индивидуальное творчество общей задаче, программа позволяет создавать шоу номера, музыкальные мини-спектакли.

Сценическое мастерство.

Синтетическая природа сценического искусства вокалиста заключается в сочетании вокального исполнительства и сценического мастерства.

Понятие «текст» включает в себя не только слово, но ритм, интонацию, пластику.

«Сценическое мастерство» - системное, планомерное развитие творческих вокально-исполнительских способностей детей. Чуткое, тонкое, эмоционально-художественное восприятие сценического действия учебного и концертного репертуара.

Хореография.

Хореография (в переводе с греческого — танцевальное искусство) — это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства.

На современной сцене, исполнителю, кроме хорошего пения нужны навыки хореографии. Для певцов и актеров танец неотъемлемая часть творческого образа, без хореографии номер исполнителя будет неполным, будет нахватать эмоций, передаваемых зрителю.
Если певец на сцене стоит как «столб» и поет песню, все равно в нем присутствуют ритмичные движения, во многих случаях проработанные хореографами.

Следовательно, Вы обретете возможность осознанно контролировать свои движения во время исполнения, доставлять своим зрителям не только удовольствие слушать, но и удовольствие смотреть. А также занятия хореографией подарят Вам красивую осанку и хорошую форму, что немало важно для артиста работающего на сцене.

III. Заключение.

Навык выразительного исполнения отражает музыкально -эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности. Выразительное пение свидетельствует о вокальной культуре исполнителя. Ребенок проявляет свое субъективное отношение к окружающему миру через исполнение – передачу определенного художественного образа.

Успешное публичное вокальное выступление зависит от качества составляющих элементов: голоса, мимики, жестов, ощущения себя в пространстве сцены, внешней пластики, эмоциональной подвижности.

Урок вокала способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувства патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.

Работа педагога, направленная на создание этих установок – один из главных моментов в организации всего учебного процесса.

IV. Информационные источники.

1. Исаева И. «Эстрадное пение», М.,2006

2. Козлов Н.И. О некоторых проблемах пластической выразительности

в современном вокале // Вестник Орловского государственного университета.

Серия «Новые гуманитарные исследования». – 2012. – № 1. – С. 357-359. –

0,45 п.л.

3. Козлов Н.И. Пластическая выразительность как один из

определяющих компонентов в создании художественного образа. Учебное

пособие для учащихся и преподавателей музыкальных, театральных и

подготовительных отделений ДШИ и колледжей. – СПб.: Издательство

«Композитор, 2006. – 1,25 п.л.

4. Макуорт «Самоучитель по пению», М.,2009
5.Seth Riggs «Пойте как звёзды» США и Канады, 2000

6. http://dshi.fryazino.net/mediateka/raboty-nashikh-prepodavatelej/129-metodika-postanovki-detskikh-golosov-v-klasse-estradnogo-vokala.html
7. http://festival.1september.ru/articles/600817/