Версия для слабовидящих

Школа

Главная / Об образовательной организации / Методическая копилка педагогов / Модель занятия по изобразительному искусству на основе коммуникативно-деятельностного подхода

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №15» городского округа Самара


Сомова Алина Викторовна,

педагог дополнительного образования ИЗО и ДПИ


МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.


Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 1

Автор образовательной программы, тип программы: Хомич Н.Ю., Куприянова Л.В., Сомова А.В., Каменецкая Е.Н., Тихонова Л.М., Капарчук Л.Г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изобразительное искусство»1-5 класс,7-11 лет

Тема занятия: «Опадают осенние листья». Пейзаж.

Рекомендуемый материал:

Мультимедийная установка, электронно-образовательный ресурс по данной теме (презентация «Пейзаж. Виды пейзажа».) Фото материалы педагога (пейзажи Самарской области).

Материалы и инструменты для детей: бумага формата А3, простой карандаш, акварель, кисти, ластик, баночка для воды.

Цели и задачи занятия:

  1. Закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях (смешивание красок с целью получения других цветов и оттенков, безопасное и аккуратное умение работать кистями, красками и карандашом, уборка рабочего места в конце занятия…)

  2. Дать представление о пейзаже, его разнообразии (на примере картин великих пейзажистов).

  3. Познакомить с разнообразием форм и силуэтов деревьев. Учить изображать деревья;

  4. Развивать творческое воображение;

  5. Формировать чувство восхищения родной природой (фотопейзажи);

  6. Воспитывать интерес и любовь к искусству;

  7. Развивать произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативы обучающихся;

  8. Формировать коммуникативные умения, культуру общения, сотрудничества.


Структура занятия:

1. Организационный момент.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Приветствие обучающихся.

Проверка готовности материалов и инструментов (общение с детьми, нахождение отсутствующих материалов и инструментов путем обращения за помощью: к соседу по парте, к группе, к педагогу). Обучающий момент.

Приветствие педагога.

Общение с одноклассниками, обращение к педагогу и обучающимся за помощью.

2. Введение в тему.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Озвучивание темы «Опадают осенние листья», постановка цели и определение задач занятия. Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала (презентация, фотоматериалы, работы обучающихся из демонстрационного фонда).

Слушают.

Задают вопросы, уточняют непонятое.

3. Беседа по теме.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Предоставление “конфликтного” материала (показ портрета с вопросом «Подходит ли данная работа к нашей теме урока»?), создание готовности к предстоящей деятельности.

Вопросы по данной теме ( что такое пейзаж?), выявление уровня информированности обучающихся по видам пейзажа…

Объяснение материала с использованием ЭОР(понятие «жанр», «виды пейзажа»)

Диалог по новой теме с демонстрацией рисунков детей.

Проявляют познавательную инициативу, думают над проблемой (дети отвечают, что портрет нам не подходит.)


Отвечают на вопросы.

Задают вопросы.

Смотрят презентацию, фото.

Размышляют над увиденным и услышанным, участвуют в диалоге (определяют по представленным рисункам виды пейзажа: городской, сельский, индустриальный…)

4. Физкультминутка по теме.

Ветер подул, листья и семена полетели. Дождик прибил их к земле, наступила весна, снег растаял, семечко набухло, проклюнулся росток, и выросло деревце, появились ветки, на ветках еще веточки…

Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё ниже, ниже…


5. Этап планирования самостоятельной работы.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Озвучивание вариантов изображения (осенний лес, поздняя осень). Демонстрация слайда с планом выполнения работы и вопросами о готовности работать по данному плану.

Принятие возражений и дополнений, создание условий для сотрудничества.

Внесение корректировки в алгоритм выполнения работы.

Слушают задание.

Сотрудничают с педагогом (индивидуально и в малых группах обговаривают) в разработке плана выполнения работы.


Утверждают алгоритм выполнения задания общим голосованием.


6. Учебные действия по реализации плана.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Поддержание интереса, познавательной и художественно-творческой активности.

Побуждение к творчеству.

При обнаружении ошибок демонстрируются приемы устранения (приемы работы с палитрой, работа акварелью по сырому, смешение красок…)

Индивидуальная работа по устранению ошибок.

Создание ситуации успеха для каждого.

Проговаривают вслух алгоритм действий в ходе выполнения задания (наметить линию горизонта, наметить стволы разных деревьев (дуб, береза, ель), приступить к заливке фона,..

Осуществляют работу индивидуально.

Слушают педагога.

Корректируют работы (убирают лишнюю воду с работ путем примакивания сухой кисти, выделяют цветом и тоном первый план, доводят работы до аккуратного состояния…)

7. Рефлексия (итог занятия). Выставка работ.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Предлагается вспомнить тему и задачи занятия.

Задаются вопросы о степени продвижения к цели.

Беседа с обучающимся с целью вызвать сопереживания в связи с успехом или неудачей.

Выяснение причины успеха или неудачи (все слушали и слышали, работали по алгоритму, правильно держали кисти и смешивали краски…

Правила оформления выставки «Пейзаж родного края», работа над формированием коллектива в группе.

Называют тему и задачи занятия. Высказывают оценочные суждения.

Определяют степень своего продвижения к цели.

Говорят о причинах успеха и неудачи (следование или отступления от алгоритма действия).




Монтируют выставку работ малыми группами.