Версия для слабовидящих

Школа

Главная / Об образовательной организации / Методическая копилка педагогов / Магомедова Е.А.: Модель занятий педагога дополнительного образования по вокалу (на основе современных образовательных технологий)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детская школа искусств №15

Кировского района г.о. Самара

РОССИЯ, 443035, г. САМАРА, проспект Кирова, 199

тел.: (846) 269 15 88 факс: (846)331-00-95 e-mail: dhi15kir@mail.ru

Модель занятий педагога дополнительного образования по вокалу (на основе современных образовательных технологий)

Выполнила:

Магомедова Елена Александровна,

педагог дополнительного образования

Самара
2014

Содержание

I. Введение

II. Модель занятий педагога дополнительного образования по вокалу (на основе современных образовательных технологий)

1. Ведущие теоретические идеи в развитии вокальных способностей

2. Принципы и методы педагогического процесса

3. Форма, структура и режим занятий

4. Образовательные технологии, методы контроля и управления

5. Материально-техническое обеспечение

III. Заключение

IV. Информационные источники

I. Введение

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

Возросшая потребность общества в разносторонне развитой личности проблема одаренности, а именно раннего выявления и развития способностей ребёнка становится наиболее важной и актуальной. Вокальное искусство открывает богатые перспективы для развития музыкальных способностей детей и дает возможность каждому ребенку выразить себя, реализовать свои способности, добиться успеха.

Цель: приобщение учащихся к вокальному искусству при помощи современных образовательных технологий, обучение пению и развитие их певческих способностей.

Задачи:

· Формирование устойчивого интереса к пению

· Обучение выразительному пению

· Обучение певческим навыкам

· Развитие слуха и голоса детей.

· Формирование голосового аппарата.

· Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.

· Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

· Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).

· Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

Программа рассчитана на 3 уровня обучения – начальное звено (1 - 3 годы

обучения), среднее звено (4-5 год обучения) и старшее звено (6-7 год).

Ожидаемые результаты обучения.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.

К концу начального звена обучения дети должны:

знать/понимать:

· строение артикуляционного аппарата;

· особенности и возможности певческого голоса;

· гигиену певческого голоса;

· понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

уметь:

· правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

· петь короткие фразы на одном дыхании;

· в подвижных песнях делать быстрый вдох;

· петь без сопровождения отдельные «попевки» и фразы из песен;

· петь легким звуком, без напряжения;

· на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное

· звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

· к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

К концу среднего звена обучения дети должны:

знать/понимать:

· соблюдать певческую установку;

· жанры вокальной музыки;

уметь:

· правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

· точно повторить заданный звук;

· в подвижных песнях делать быстрый вдох;

· показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

· петь чисто и слаженно в унисон;

· петь без сопровождения отдельные «попевки» и отрывки из песен;

· дать критическую оценку своему исполнению;

· принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.

К концу старшего звена обучения дети должны:

знать/понимать:

· основные типы голосов;

· жанры вокальной музыки;

· типы дыхания;

· поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

· при простудных заболеваниях;

· образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;

уметь:

· петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

· петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

· импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.

К концу старшего звена обучения более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.

Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения.

II. Модель занятий педагога дополнительного образования по вокалу (на основе современных образовательных технологий).

1.Ведущие теоретические идеи в развитии вокальных способностей.

Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?

На эти вопросы искали ответы многие педагоги-вокалисты и мастера вокального искусства прошлого и современности. Этот вопрос попыталась решить и я при разработке данной работы.

В основу деятельности для организации творческого процесса воспитания вокалистов в условиях школы искусств положены в первую очередь, практические рекомендации уникального метода обучения вокалу Натальи Княжинской, подготовлены с учетом богатого опыта Института им. Гнесиных, семейных секретов и традиций обучения вокалу, а также личного опыта певицы и педагога по вокалу в третьем поколении.

В программу заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа - ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальной память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха.

Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова принят мной как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.

В основе данной работы рекомендации по развитию певческого голоса П.В.Голубева, заслуженного деятеля искусств УССР, профессора Харьковской консерватории и методика обучения вокалу Дмитрия Огороднова (алгоритмы вокала, способствующие выработке певческого дыхания, воспитанию самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного внимания, умения слышать и слушать себя), правила вокального пения, рекомендованные учащимся Н.И. Журавленко.

Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

2. Принципы и методы педагогического процесса.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Принципы педагогического процесса:

· принцип единства художественного и технического развития пения;

· принцип гармонического воспитания личности;

· принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

· принцип успешности;

· принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

· принцип творческого развития;

· принцип доступности;

· принцип ориентации на особенности и способности ребенка;

· принцип индивидуального подхода;

· принцип практической направленности.

В процессе изучения эстрадного вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом, передавать внутреннее эмоциональное состояние.

Методы обучения на занятиях вокала:

· наглядно-слуховой (запись голоса на диктофон - это неотъемлемая часть работы над ошибками, совершенствование исполнительского и вокального мастерства);

· ориентирование на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной классе за три звена обучения развитие соразмерно личной индивидуальности;

· включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;

· применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами).

· использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность (создание презентаций, клипов на выбранный репертуар);

· содержание деятельности может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и индивидуально;

· для учащихся с яркими вокальными способностями предусмотрена профориентационная работа с возможностью продолжения обучения вокальному мастерству в училище искусств, и в музыкальном училище на вокальном отделении;

· песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.

Тематическая направленность деятельности позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

3. Формы, структура и режим занятий.

На занятиях вокалом используются такие формы работ как:

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов - классиков, современных композиторов, а так же делают электронные презентации, создают клипы выбранный репертуар и использованием ИТК.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. Сотрудничество с педагогами по хореографии и актерскому мастерствую по постановки концертного номера.

Заключительное занятие, подведение итогов – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей, студия звукозаписи.

Занятия проходят индивидуально и по группам.

Каждое занятие строится по схеме:

1. Настройка (подготовка, разогрев голосового аппарата) певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием:

· дыхательная гимнастика (3 мин.) - по системе Стрельниковой;

· речевые упражнения (3 мин.) – для активизации дикции, артикуляции;

2. Постановка голоса, вокальная техника:

· распевание(4 мин.) – работа над техническими вокальными навыками;

· пение вокализов (6 мин.) – упражнения на комплекс технических вокальных навык;

· работа над произведением (20 мин.) – работа с микрофоном, фонограммой (-), ноутбуком, диктофоном, синтезатором; разбор произведения на технические вокальные трудности, работа на преодоление этих трудностей и доведения результата до автоматизма (мышечное запоминание).

3. Подведение итогов:

анализ занятия – результат «успеха» решение задач на занятии, подведение итогов.(2 мин.);

задание на дом (1 мин.).

4. Образовательные технологии, методы контроля и управления.

В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

· технология развивающего обучения;

· технология индивидуализации обучения;

· личностно-ориентированная технология;

· компетентностного и деятельностного подхода;

· здоровьесберегающие технологии;

· информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);

· портфолио

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокального класса в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в концертах - выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Успехи, результат – на протяжении всего учебного года. («Портфолио» – достижения получившие на конкурсах и фестивалях различного уровня).

Урок-концерт - итоговое занятие – проводиться два раза в год.

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года. Выставка фото - видеоматериалов из выступлений учащихся, выступления учащихся - проводится один раз в конце учебного года.

Запись в звукозаписывающей студии. Работа в студии звукозаписи для учащихся, которые не просто успешно закончили учебный год, а с высокими результатами конкурсной творческой деятельности.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на конкурсах различного уровня.

5.Материально-техническое обеспечение.

1. Наличие специального кабинета (кабинет вокала).

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

3. Фортепиано, синтезатор.

4. Музыкальный центр, ноутбук с выходом в интернет, видеокамера, диктофон.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Электроаппаратура. (Микрофоны: шнуровые и радио, микшерный пульт, аудио - колонки).

7. Зеркало.

8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

9. Нотный материал, подборка репертуара.

10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

11. Записи выступлений, концертов.

12. Студия звукозаписи – для учащихся с высокими результатами, как поощрение.

III. Заключение.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Сольное пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи.

Формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

IV. Информационные источники.

1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2007г.

2. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе http://www.twirpx.com/file/361717/

3. Педагогические технологии, автор-составитель Сальникова Т.П., М., Творческий центр "Сфера", 2005 г.

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816с.

5. Шацкая, В.Н. Эстетическое воспитание в начальной школе [Текст] / В.Н. Шацкая // Сохраним то, что есть в детях: С.Т. Шацкий и В.Н. Шацкая / Сост., предисловие М.Б. Зацепиной. — М.: Карапуз, 2011. — С. 263—276.

6. http://www.dissercat.com/content/formirovanie-esteticheskogo-ideala-v-protsesse-vokalnoi-raboty-s-podrostkami

7. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника / О.А.Яшнова. – М.:Академический проект,2008.- 79с.