Версия для слабовидящих

Школа

Главная / Об образовательной организации / Методическая копилка педагогов / Куприянова Л.В. Использование интерактивного электронного учебного пособия на уроках изобразительного искусства

Использование интерактивного электронного учебного пособия на уроках изобразительного искусства

Куприянова Людмила Владимировна,

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ДШИ №15

Кировского района г.о.Самара

Аннотация

Статья включает в себя описание этапов создания электронных учебных пособий, опыт использования их в преподавании изобразительного искусства в школе искусств. Статья предназначена в помощь педагогам дополнительного образования других учреждений, воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, учителям изобразительного искусства.

Ключевые слова

информационные технологии

электронное учебное пособие

изобразительное искусство

образование

Стремительное развитие компьютерных технологий, их внедрение в повседневную жизнь, в том числе и в образовательную сферу, становится предметом все более пристального внимания. Современные информационные технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса. Изменяется и сама парадигма образования. Всё бόльшая роль отводится методам активного познания, самообразованию, дистанционным образовательным программам. Причиной изменения текущей парадигмы образования, в первую очередь, является проникновение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы деятельности человека. Для успеха на рынке труда современный специалист должен уметь свободно использовать все многообразие возможностей ИКТ [1, 4].

Многочисленные исследования в области формирования современной образовательной среды (В.Н.Агеев, В.И.Батищев, Е.И.Бутиков, Н.Н. Гомулина , С.Г.Григорьев, Ю.Г. Древс, С.А.Жданов, С.В.Михайлов, Ю.Г. Молоков, Н.Б.Мухина, Е.В.Огородников и др.) убедительно показывают, что наиболее эффективный путь к достижению указанной цели – интенсивное использование ИКТ в учебном процессе[1, 7].

Большинство авторов сходятся во мнении, что в основе компьютерных учебных курсов должны лежать мультимедийные технологии с элементами интерактивного взаимодействия с пользователем.

При этом авторы отмечают, что проблема массового производства высококачественных, эффективных мультимедиа продуктов для образования все еще не решена. Размерность задачи изменяется с появлением все новых требований (адаптивности, унификации и др.) и требует поиска новых решений программного обеспечения, проработки принципов его проектирования, создания и методического сопровождения.

Таким образом, проблема разработки современных электронных учебных курсов, пособий, их адаптации и внедрения в образовательный процесс представляется актуальной и востребованной.

В современных информационных техноло­гиях заложены возможнос­ти для форми­рования гармоничной лич­ности ребенка. Для этого требуется включение полу­чаемой с помощью компьютера информации в общение между ребенком и педагогом.
Преподавание изобразительного искусства в детских школах искусств как нельзя лучше подходит для ис­пользования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Внедрение ИКТ оптими­зирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные фор­мы подачи информации, обеспе­чивает лёгкость и удобство. Компь­ютерные образовательные про­граммы в игровой форме предла­гают виртуальные путешествие, посещение му­зеев, картинных галерей, дают возможность проникнуть в тонкости творче­ства художников. Ре­сурсы Интернета позволяют «ока­заться» в самых интересных мес­тах на планете и найти ответы на вопросы, возникающие в процессе обучения изобразительному искусству.
Применение цифровых образо­вательных ресурсов позволяет су­щественно снизить затраты вре­мени на преподнесение нового ма­териала, дает возможность полу­чить большую отдачу от работы детей в учебное время, организо­вать внеклассную работу, развить интерес к предмету, организовать проектную деятельность. Инфор­матизация уроков - одно из требований времени. Компьютер — это инструмент, с помощью которого обучение мо­жет стать более интересным и простым, а получаемые знания - более глубокими и обоб­щенными. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат есте­ственное для детского воз­раста любопытство и сред­ства для удовлетворения этого любопытства [2,72, 164].
Данная статья являет­ся обобщением педагоги­ческого опыта в Детской
школе искусств № 15 г.Самары, она содер­жит этапы, в которых описыва­ется методика использования ИКТ в дея­тельности педагога изобразительного искусства.

Первый этап подготовительный - изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме, узкоспециальной литературы по разработке учебных пособий на основе компьютерных технологий. Второй этап основной, на котором предполагается составить структуру учебного электронного пособия, подобрать дидактический материал, разработка электронного учебного пособия, соотнесение пособия с учебным планом отделения, проведение занятий с использованием электронного учебного пособия, выработка рекомендаций по его применению, диагностика эффективности организации учебного процесса. Третий этап заключительный- выявление эффективности, оценка применения электронного пособия, презентация пособия на методическом объединении педагогов изобразительного искусства школы искусств.

Использование анимированных и озвученных электронных презентаций Microsoft Power Point помогает преподно­сить учебный материал разнооб­разно и интересно, повышает сте­пень восприятия представляемой на уроке изобразительного искусства. Педагог продумывает последовательность урока и фиксирует его на слайдах презентации. Чаще всего презен­тация начинается с названия темы урока, например: «Путешествие в холодную страну», «Страна мороженного» и т.д. Шрифт букв используется крупный. Можно варьировать фон слайда: заливка одним или двумя цвета­ми, расположение на заднем пла­не репродукций, фотографий, картинок с измененной яркостью и контрастностью, расположение картинок в определённом поряд­ке и т.д. На следующих слайдах устанавливаются тексты или кар­тинки, а также то и другое. При составлении презентации педагогу важно подобрать материал вы­сокого качества, без искажения цвета, высокого разрешения. Использование различных анимационных эффектов спо­собствует повышению внимания детей, а озвучка текста на слайде дает возможность детям дошкольного возраста, не умеющим читать воспринимать информацию аудиально.

Презентация удобна и для орга­низации проверки знаний. Задания могут быть направлены как для закрепления материала урока, так и для проверки знаний, полу­ченных за учебную четверть или полугодие. Использование таких заданий способствует, помимо всего прочего, развитию у детей зри­тельной памяти. Задание «Найди лишний» из ряда объектов на­правлены на то, чтобы процесс уз­навания стал естественным и при­носил удовольствие. Если выбор правильный появляются слова: «Молодей! Правильно!», а сам объект пропадает. Если выбор не верен появляются слова «Попробуй еще». Использование таких заданий делает учебный процесс интерактивным. Это позволяет учителю успешно работать с деть­ми разного уровня развития и подготовки. В нижнем левом и правом углу размещены активные стрелки, с их помощью ребенок может самостоятельно перемещаться по страницам задания.

На слайдах презентации могут также использоваться задания практические. Например «Нарисуй страну, в которой ты хотел бы оказаться», при выполнении которых ребенок применяет самостоятельно полученные знания, формируя навык смешивания цветов, добиваясь получения различных оттенков.

Чаще всего мы не за­даём домашних заданий. Но твор­чески активные дети обращают­ся к педагогу с просьбами воспользовать­ся электронными дисками с электронными уроками. Они составляют презентации самосто­ятельно, выступают с докладами в общеобразовательных школах или на конференциях. Дома учащиеся могут готовятся к кон­трольным урокам, пролистывая электронные пособия.
Подобные электронные пособия могут размещаться на школьном сайте для знакомства родителей с содержанием дополнительной образовательной программы, для педагогов дополнительного образования других учреждений, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, учителей ИЗО.
Таким образом, в нашей школе за последние четыре года постепенно вводится система использования современных информационно-коммуникационных технологий. Это позволило оптимизировать учебно-образовательный процесс, делать его информационно насы­щенным и интерактивным, повысить его эффективность, значительно расширить сектор самостоятельной учебной работы учащегося.

Литература

1. Ю.А.Винницкий, Г.М.Нурмухамедов. Принципы разработки электронных учебных курсов для средней школы. //«Информатика и образование», 2006, №10

2. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. – 400с.